Интернет-ретейлеры посчитали дискриминацией законопроект против монополии - Ассоциация больших данных
Интернет-ретейлеры посчитали дискриминацией законопроект против монополии
21 ноября 2022

Маркетплейсы и агрегаторы недовольны тем, что в поле зрения ФАС из всего интернета попали только они.

Госдума приняла в первом чтении разработанный ФАС России “пятый антимонопольный пакет”. Eго действие направлено на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, агрегаторов и маркетплейсов, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки и их выручка превышает 2 млрд рублей в год. Помимо этого, предусматривается новое условие контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках, если их цена превышает 7 млрд рублей. За нарушение компании грозит штраф несколько миллионов рублей. По мнению ФАС, это позволит не допускать образование “цифровых картелей” и злоупотребление со стороны IT-гигантов.

Таким образом, закон затронет почти весь крупный онлайн-бизнес, поскольку выручка у него существенно выше предельной. У Wildberries за 2021 год она составила 224,94 млрд рублей, у Ozon – 178,2 млрд рублей, у “Яндекс.Маркета” – 35,29 млрд рублей.

Перепишите

Проект закона разрабатывали еще в 2016 году, тогда в него были включены поисковики, соцсети и мессенджеры, но в новой редакции их исключили. Этим фактом недовольны в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ): “Мы надеемся, что ко второму чтению в документ будут внесены предложенные АКИТ поправки в виде расширения сферы регулирования и что они будут одобрены. В противном случае законопроект не позволит достичь заявленных целей”, – рассказал “ДП” президент АКИТ Артем Соколов.

По его словам, текущая версия не учитывает специфику и все многообразие рынка электронной коммерции: в ней предусмотрено регулирование только некоторых бизнес-моделей – маркетплейсов и агрегаторов – транзакционных платформ, на которых происходит прямой товарообмен между продавцами и покупателями. Но абсолютно не учтены поисковики, соцсети и мессенджеры – нетранзакционные платформы.

“При этом транзакционные площадки не контролируют существенную долю сделок, совершаемых интернет-пользователями, поскольку не могут влиять на распределение трафика между другими цифровыми платформами”, – продолжил он.

Стала омниканальной

О том, что законодатели часто не понимают специфики работы мира торговли, говорит и гендиректор INFOLine Иван Федяков: “Мы уже давно пытаемся донести, что торговля стала омниканальной, у всех ретейлеров есть свои магазины, социальные сети, мобильные приложения. Это абсолютно естественная форма торговли. Сейчас нельзя провести границу между онлайн- и офлайн-торговлей”.

При этом Федяков отмечает, что у онлайн-бизнеса есть значительное влияние на рынок. По оценке NFOLine, около 60 % всех онлайн-продаж приходится на маркетплейсы. По итогам 2021 года от всего ретейла в стране на e-commerce пришлось около 10 % рынка, а только на маркетплейсы – 3,5 %.

Как считает Сергей Гребенников, заместитель директора РАЭК (Российской ассоциации электронной коммерции), на российском рынке нет злоупотреблений доминирующим положением, когда компания начинает диктовать рынку свои условия в ущерб конкурентам и потребителям. “Игроки IT-отрасли достаточно успешно самостоятельно регулировали этот вопрос при активном участии ФАС. Примерами саморегулирования являются Принципы взаимодействия участников цифровых рынков, к которым присоединились большинство крупных платформ, а также Кодекс этики использования данных, разработанный Ассоциацией больших данных. То есть сами платформы заинтересованы в том, чтобы на цифровых рынках сохранялась конкуренция”, – говорит он.

Гребенников заключает, что в целом нормы “пятого антимонопольного пакета” учитывают уже сложившиеся в зарубежной практике подходы к регулированию цифровых платформ. Основная его цель – обеспечить равный доступ на цифровые рынки и справедливые правила игры для всех участников, включая МСБ. Поэтому его принятие важно для развития цифровых рынков, включая рынок онлайн-торговли: “Вместе с тем необходимо соблюдать определенный баланс, чтобы не лишить участников рынка стимулов для развития”, – добавил замдиректора РАЭК.

22.04.2024
При поддержке АБД состоялась XV Международная конференция «TransNet: магистральные сети связи»

10-11 апреля в Москве состоялась XV Международная конференция TransNet: магистральные сети связи, организованная Информационной группой...

22.04.2024
При поддержке АБД состоялся Форум «ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: все pro ИБ»

4 апреля 2024 г. в Москве состоялся Форум «ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ: все pro ИБ» – ежегодное новаторское мероприятие, состоящее из четырех...

28.03.2024
При поддержке АБД состоялся XI Федеральный форум по цифровизации городской среды «Smart City & Region»

26 марта 2024 г. в Москве при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Ассоциации больших данных...