Платный доступ к инфраструктуре электронного правительства для бизнеса – Позиция АБД - Ассоциация больших данных
Платный доступ к инфраструктуре электронного правительства для бизнеса – Позиция АБД
19 июня 2025

Настоящее заявление подготовлено для разъяснения позиции Ассоциации больших данных (АБД) по вопросу платного доступа к инфраструктуре электронного правительства (ИЭП) – мы кратко опишем запрос бизнеса и его отличие от текущей версии проекта Постановления Правительства о платном доступе к государственным данным.

С 2022 года АБД выступает с позицией о целесообразности введения платного доступа к государственным данным, обладающих только следующими характеристикам:

  • данные не являются необходимыми для получения по закону и не предоставляются,
  • данные планируется монетизировать в рамках бизнес-процессов коммерческих компаний,
  • обеспечиваются высокая скорость предоставления и высокое качество таких данных.

Скорость и качество являются просчитываемыми характеристиками и учитываются системой биллинга, которая должна лежать в основе системы платного доступа к инфраструктуре электронного правительства. Тариф, по которому осуществляется доступ к данным, соответствующим указанным выше характеристикам должен быть дифференцированным и экономически обоснованным, а также предусматривать возможность осуществления пакетной выгрузки государственных данных.

При этом пользование инфраструктурой электронного правительства для бизнеса должно оставаться бесплатным в случаях, если использование государственных информационных систем является обязательным.

Разработанный в настоящее время проект Постановления Правительства существенно отличается от инициативы АБД, так как:

  • не предполагается дифференциация тарифов (он является единым для любых данных)
  • не предполагается разработка биллинга, учитывающего качество/скорость предоставления услуги
  • не делается различий в части категорий данных, обязательных к получению/проверки бизнесом и не обязательными к получению категориями.

Таким образом, предложенный в проекте Постановления подход не соответствует запросу бизнеса, а также приведёт к существенной финансовой нагрузке на бизнес, которая повлечет рост стоимости товаров и услуг для пользователей цифровых платформ и сервисов.

В качестве компромиссного решения предлагаем:

1. Случаи получение участниками рынка сведений в целях исполнения требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, а также в тех случаях, когда сведения являются единственным (безальтернативным) источником автоматизированного доступа и обработки информации, позволяющим в полной мере исполнить нормативные требования, не должно тарифицироваться в соответствии с проектом постановления.

 2. Исходя из заявленной цели снижения нагрузки на инфраструктуру, а также сложности разграничения целей использования (коммерческая/некоммерческая) предлагается определить наиболее нагруженные ВС СМЭВ и установить для них параметры оптимальной нагрузки в рамках одного ID запроса (например, УИН, ВУ, СТС, ДУЛ для ГИС ГМП или id согласия для ЦПГ), а также параметры тарификации запросов (ответов на них) по которым получен бизнес-результат сверх установленной нормы трафика. При этом считаем, что пилотирование необходимо начать исключительно с ГИС ГМП, а проработку тарификации ЦПГ отложить до момента перевода всего трафика ЦПГ на СМЭВ.

3. Часть данных запрашивается организациями по обращению физических лиц или в их интересах с их согласия. Взимание платы с организаций за использование инфраструктуры взаимодействия приведет к росту стоимости продуктов и услуг для граждан, поскольку она в конечном счете будет переложена на них. В этой связи, в целях защиты интересов граждан и обеспечения социальной справедливости, целесообразно предусмотреть, чтобы плата не взималась (или взималась по пониженному тарифу) в тех случаях, когда бенефициарами запросов организаций к инфраструктуре взаимодействия выступают граждане.

4. Организовать постоянно действующую Подкомиссию Минцифры России для проработки вопросов с коммерческими предприятиями по их запросам на предоставление новых государственных данных и улучшению существующих сервисов (единое окно).

23.06.2025
АБД и АНО «Цифровая экономика» представили итоги First Russian Data Forum 2025

Ассоциация больших данных и АНО «Цифровая экономика» представили итоговую резолюцию First Russian Data Forum 2025. Документ фиксирует...

02.06.2025
Ассоциация больших данных и Цифровые индустриальные технологии заключили соглашение о сотрудничестве

Федеральное государственное автономное учреждение «Цифровые индустриальные технологии» (ФГАУ «ЦИТ») и Ассоциация больших данных подписали...

21.05.2025
Т-Джуниор получил оценку соответствия Отраслевому стандарту защиты данных

Т-Банк и российская компания, обладающая лицензией на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, провели совместный...